Работа с родителями
Уважаемые родители, вашему вниманию предлагается посмотреть фильм-инструкцию "Слова и поступки". Он поможет вам понять, почему ребенок может начать курить, и что делать, если это уже произошло. Так же в нем даются рекомендации родителям для предотвращения подросткового курения и сохранения доверительных отношений с ребенком.
Одним из главных направлений в работе классного руководителя является работа с родителями. Именно от взаимоотношений между классным руководителем и родителями учащихся зависит успешное обучение и воспитание ребёнка. Установление контактов с родителями учащихся – начало всех начал.
Хотите ли Вы, не хотите ли.
Но дело товарищи, в том,
Что прежде всего мы – родители,
А всё остальное потом.
Р.Рождественский
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».
Классный руководитель должен обладать большой психологической «гибкостью», интуицией. Общение с родителями должно позволять им выразить все желания, знания о своих детях. Умение выслушать тех, кто вместе с нами формирует личность ребёнка, - это обязательное условие укрепления связей, условие понимания самих родителей. Вхождение классного руководителя в семью позволяет родителям увидеть в наставнике своего ребёнка, прежде всего Человека, которому можно доверить самое дорогое. Завоевать доверие со стороны родителей очень важная задача для классного руководителя.
Опираясь на опыт признанных педагогов – В.И. Сухомлинского и А.С. Макаренко можно выделить несколько направлений работы классного руководителя с родителями:
- Установление и поддержание постоянной связи с родителями.
- Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребёнка.
- Привлечение родителей к организации работы с классом.
Работа всех классных руководителей нашего лицея по данным направлениях имеет цель: углубить и разнообразить формы взаимодействия и сотрудничества лицея и родителей, повысить ответственность родителей за процесс воспитания своих детей, заинтересовать их в положительном результате образовательного процесса, содействовать повышению авторитета родителей в семье.
Были поставлены следующие задачи:
1. создать атмосферу взаимопонимания между детьми, учителями и родителями в образовательной и воспитательной среде;
2. изучить семьи учащихся и условия воспитания ребёнка в семье;
3. установить тесную и плодотворную связь с родителями, привлекать их к учебной деятельности детей и внеурочной, внеклассной работе;
4. способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогами и родителями;
5. обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей;
6. воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи;
7. развивать интерес к истории своей семьи, её традициям;
8. изучить мнение семей обучающихся о школе и к уровню образовательных услуг.
Для решения поставленных задач работа была организована в лицее по следующим направлениям:
- психолого-педагогическое и информационное обеспечениеродителей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- участие родителей в управлении лицеем;
- изучение семей обучающихся.
В соответствии с данными направлениями были выбраны разнообразные формы работы.
Формы работы:
- родительские собрания,
- посещение семей учащихся,
- совместные мероприятия,
- индивидуальные беседы,
- анкетирование,
- семейные праздники,
- походы.
Значительное место в системе работы с родителями обучающихся отводилось психолого-педагогическому просвещению и информационному обеспечению.
Были проведены следующие родительские собрания: «Режим дня в жизни школьника», «Почему наши дети обманывают», «Надо ли ругать за плохую успеваемость», «Различные стили воспитания», «Навыки культуры поведения, формирование сознательной дисциплины», «Как сохранить здоровье ребёнка», «Пирамида здорового питания», «Семья – здоровый образ жизни», «Наши ошибки в воспитании детей». На многие родительские собрания приглашались учителя предметники, социальный педагог, администрация лицея. Учителя-предметники знакомили родителей с особенностями учебных предметов, с целями и задачами, программами, планом работы, методикой, своими требованиями. Такие выступления позволили избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и недопониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в нашем лицее.
В течение всего года классные руководители проводили групповые и индивидуальные беседы с родителями о питании, успеваемости, дисциплине, форме одежды. Некоторые родители приглашались на индивидуальные консультации с учителями и классными руководителями, чьи дети на данный момент имели проблемы в поведении, в общении с одноклассниками, учителями или пробелы в знаниях. Учителя знакомили родителей с планом ликвидации пробелов, советовали, как организовать работу ребёнка дома по преодолению пробелов и отставания. Консультации проводились также и по инициативе родителей. Надо отметить, что все классные руководители своевременно информировали родителей учащихся по всем возникающим вопросам.
Работа педагогов лицея с родителями невозможна без сотрудничества и активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс.
По плану лицея были проведены родительских собрания.На них обсуждались учебно-воспитательные задачи школы, планировались внеклассные мероприятия, заслушивались отчёты о работе родительского комитета, подводились итоги успеваемости.
В некоторых классах были проведены родительские собрания вместе с учащимися.
В этом учебном году были проведены внеклассные мероприятия, объединяющие родителей и детей. Многие родители участвовали вместе со своими детьми в различных мероприятиях.
Ученикам и родителям предоставлялась возможность реализовать свои индивидуальные способности в разнообразных видах жизнедеятельности: спортивных праздниках, в художественной самодеятельности, трудовых делах, проектных работах. А у родителей появилась ещё раз возможность поддержать своих детей, порадоваться их успехам, лучше узнать своих детей, открыть для себя ещё неизвестные стороны их интересов, возможностей, увлечений, таланта. Совместные мероприятия сблизили детей и родителей.
Система работы лицея с родителями предусматривает их вовлечение в школьное самоуправление.
В течение этого учебного года проводились заседания общешкольного родительского комитета, где обсуждались проблемы нашего учебного заведения, которые требовали помощи родителей, планы на будущее, демонстрировались достигнутые успехи и результаты работы. Родители имели возможность получить план важных мероприятий в лицее, в классах.
Изучение семей обучающихся, их мнений о лицее, их притязаний к уровню образовательных услуг была одной из главных задач классных руководителей.
В этом направлении был проведен ряд родительских собраний и анкетирование. Проведённые анкеты и собрания помогли классным руководителям спланировать работу с обучающимися и выявить их индивидуальные особенности.
В основе взаимодействия семьи и лицея лежит забота лицея о семье и семьи о лицее.
Важным условием эффективности использования потенциала семьи в воспитании детей является работа по изучению семьи школьника (демографической характеристики семьи, жилищно-бытовых (социально-экономических) условий семьи, социально-культурной характеристики семьи). В данном вопросе особую роль классные руководители отводят индивидуальной работе с родителями - посещение семей, индивидуальные беседы с родителями, анкетирование. Всё это способствует установлению доброжелательных отношений между классным руководителем и родителями, а также учениками. Надо отметить, что классные руководители установили со многими семьями доверительные и доброжелательные отношения. Что способствует быстрому решению возникающих проблем и развитию плодотворного сотрудничества с этими семьями.
Но со всеми родителями пока этого не получается. Некоторые родители очень неохотно идут на контакт с классным руководителем. Мало интересуются проблемами своего ребёнка, редко посещают родительские собрания, классные и общешкольные мероприятия.
Как повысить мотивацию родителей к посещению родительских собраний? Как добиться, чтобы родители захотели быть полезными школе? Как вывести родителей из их пассивной позиции? Вот некоторые вопросы, которые необходимо решить в следующем учебном году.
Предложения по работе с родителями на следующий год (при условии снятия ограничений):
- Проводить открытые классные мероприятия.
- Привлекать родителей к проведению родительских собраний и различных мероприятий.
- Больше проводить мероприятий, объединяющих учеников и родителей.
- Больше информировать родителей о достижениях нашего лицея за учебный год, используя различные внутришкольные и внешние источники информации (газета "Лицеист", размещение материалов на сайте лицея, официальной группе в Вконтакте).
- Применять новые формы в работе с родителями (родительские посиделки, конференция семейных проектов).
- Совместные субботники по уборке территории лицея.